«Для дитяти игра – действительность, и
действительность гораздо более интересная, чем та,
которая его окружает.… В игре дитя живёт…»
К.Д. Ушинский.
Окружающий мир – это важнейшее средство воспитания и развития воспитанников дошкольного возраста. Окружающий мир многообразен. Это и природа, и семья, и родной город. Это мир взрослых, с которыми воспитанник общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность и взаимодействовать с ней. В период дошкольного детства у воспитанника возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности, самой важной из которых является игра. Для воспитанников игра – это средство познания окружающего мира и самая доступная форма деятельности. Именно потребность активно действовать побуждает воспитанников играть. В игре обучение протекает легче и быстрее. Игра обогащает воспитанников знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведёт воспитанника от развлечения к развитию. Игра имеет большое значение для социализации воспитанника, усвоения им нравственных норм, правил поведения в обществе. В игре происходит становление личности воспитанника, развиваются черты его характера, формируется общительность, активность, инициативность. В игре он получает удовольствие, развивается эмоционально. Игра позволяет снять напряжение, бороться со страхами, переживаниями, пробуждает целую грамму чувств. В игре впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Игра как ведущий вид деятельности воспитанника, является основным инструментом познания окружающего мира и основной формой взаимодействия на занятиях в объединении по интересам «Юный эколог». Программа объединения по интересам предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет, желающих получить начальное экологическое образование, и рассчитана на один год обучения. Программа базируется на игре, как основном виде деятельности детей дошкольного возраста. Социальная значимость программы обусловлена современными социальными условиями, в которых вынужден расти и развиваться воспитанник.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Расширение технических возможностей и доступности телекоммуникационных систем, развитие электронных средств связи серьёзно препятствуют реальному общению и возникновению устойчивых детско-родительских и дружеских отношений, часто оказывают негативное влияние на все стороны личности воспитанника: сознание, волю, поведение, чувства, речь.
Актуальность программы состоит в том, что она, опираясь на комплексный подход, направлена на формирование базисных принципов взаимодействия воспитанников с природой, воспитание у него осознанной ответственности за состояние окружающей среды. Освоение содержания программы способствует активизации мыслительной деятельности, развитию воображения, памяти, речи.
Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи эколого-биологического профиля, утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.10.2023 года №325.
Цель: формирование у воспитанников элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу посредством игровой деятельности.
Задачи:
Формировать:
- систему знаний о живой и неживой природе, закономерностях её развития;
- умения применять полученные знания в повседневной жизни;
- интерес и уважительное отношение к культурному и природному наследию;
- основы экологической грамотности;
- дать представления о нормах, правилах поведения в природе и взаимодействии с ней;
- ознакомить воспитанников с играми разной направленности;
Развивать:
- эмоциональную отзывчивость воспитанников к природе; сенсорные и познавательные способности воспитанников;
- мелкую моторику, память, речь, пространственное мышление и воображение с помощью зрительного, осязательного и тактильного анализаторов;
- расширять активный словарный запас; логическое мышление, навыки счета;
- умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам;
- стимулировать, поддерживать и развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру;
Воспитательные:
- бережное отношение к окружающей среде, Родине;
- культуру поведения, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, любознательность, коммуникабельность.