Сюжетная музыкальная игра
«Цветок»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.38
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: формировать умение моделировать музыкальный образ с помощью цвета, линии и формы; развивать способность к сопереживанию, музыкально – сенсорные способности детей; обогащать линейно – цветовые представления в процессе слушания музыки.
Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением грустных и радостных цветов, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши или краски (синего, серого, оранжевого, жёлтого цветов), отражающие эмоции грусти, радости; бумага.
Образы: грустные и радостные цветы. Методика проведения игры: Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыкально иллюстрированное стихотворение:
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день постоял – и завял.
А сколько бы он на лугу простоял? В. Викторов
В процессе чтения стихотворения воспитанники рассматривают иллюстрации с изображением грустных и радостных цветов, слушают музыку радостного (грустного) характера; А. Жилинский «Детская полька»; Г. Сурус «Колыбельная».
Затем совместно с детьми выбираем и рассматриваем эмоциональные открытки, цветные фигуры, отражающие эмоции грусти и радости, объясняем их содержание и предлагаем нарисовать или смоделировать с помощью цветных фигур образы радостного и грустного цветка. Далее детям можно предложить под музыку изобразить цветовое окружение цветов (нарисовать фон, используя серые и синие тона для грустного цветка, яркие – оранжевые, жёлтые – для радостного).
Сюжетная музыкальная игра
«Катина кукла»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.79
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: формировать умение моделировать музыкальный образ с помощью цвета, линии и формы; развивать способность к сопереживанию,
музыкально – сенсорные способности детей; обогащать линейно – цветовые представления в процессе слушания музыки.
Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением печальной и радостной куклы, эмоциональные открытки, карандаши, краски (синего, серого, оранжевого, жёлтого, красного цветов), отражающие эмоции печали, бодрости; бумага.
Образы: печальная и бодрая кукла.
Игровое задание: Предлагаем:
а) послушать рассказ;
б) выявить сенсорные особенности музыки;
в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;
г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции печали и бодрости;
д) нарисовать образ печальной и бодрой куклы.
Сюжетная игровая ситуация:
« У Кати было много игрушек. Но самой любимой игрушкой была кукла Оля. Однажды кукла заболела. Она капризничала и плакала. У неё болело горлышко. Послушайте музыку. Она расскажет нам о настроении Кати и её куклы». (Слушание пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и анализ её эмоционального содержания). «Долго лечила Катя свою куклу. Поила её горячим чаем с мёдом, ставила компрессы. И наконец кукла выздоровела. Её щёчки порозовели, кукла заулыбалась. Послушайте, как об этом рассказывает музыка». (Слушание пьесы П. И. Чайковского «Новая кукла» и анализ её эмоционального содержания). Затем предлагаем детям нарисовать печальную и бодрую куклу или придумать и нарисовать для неё костюмы. В данной игре можно создавать сюжетные ситуации с другими персонажами. Например, игривый воробей и хитрая лисичка, смешной кузнечик и задумчивый муравей, восторженный ветерок и печальное облако, весёлое солнышко и сердитая ворона, мечтающий кораблик и сердитая волна и т. д.
|
Сюжетная музыкальная игра
«Где живут ягодки?»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.83
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: формировать умение моделировать музыкальный образ с помощью цвета, линии и формы; развивать способность к сопереживанию, музыкально – сенсорные способности детей; обогащать линейно – цветовые представления в процессе слушания музыки.
Материал: музыкальный фрагмент, иллюстрации с изображением нежной земляники, зелёных листьев, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски (разных оттенков розового, красного тонов), отражающие эмоцию нежности; бумага.
Образ: нежная земляника
Игровое задание.
Предлагаем:
а) послушать стихотворение;
б) выявить сенсорные особенности музыки;
в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;
г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоцию нежности;
д) сделать коллективный рисунок с изображением земляники на фоне зелёных листьев или поляны ягод из цветных фигур (большие и маленькие округлой формы розового и красного цветов).
Сюжетная игровая ситуация:
К солнцу листья тянутся
и растут, растут.
Под зелёным зонтиком
Ягодки живут.
Под зонтик загляни – ка:
Краснеет земляника.
В. Иванова
Нотное приложение: Ф. Шуберт «Вальс».
|
Сюжетная музыкальная игра
«Руки рисуют музыку»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.68.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.
Материал: фрагменты музыкальных произведений, эмоциональные открытки, отражающие разнообразные эмоции (грусть, радость, нежность, важность и т. д.)
Игровое задание. Предлагаем:
а) послушать рассказ;
б) послушать музыку;
в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;
г) выявить сенсорные особенности её звучания;
д) объяснить воспитанникам содержание блоков ритмоинтонаций;
е) рассмотреть и подобрать движения, необходимые для создания пластического образа;
ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.
Сюжетная игровая ситуация:
«Сегодня мы с вами будем дирижёрами. Но сначала давайте выясним, какую музыку мы хотим послушать. Посмотрите, сколько у нас цветков. Они и расскажут нам о музыке. Выбирайте цветок». Дети рассматривают эмоциональные открытки и выбирают для всех одну.
«Как вы думаете, какая будет звучать музыка?» Дети рассказывают о музыке исходя из содержания эмоциональной открытки. Далее предлагаем детям послушать музыку, проанализировать её характер, выбрать нужные движения из предложенных.
При проведении данной игры для слушания детям можно предложить музыку разного характера: радостного, торжественного, важного, задорного, шутливого и т. д.
Характерные особенности движений: нежные, плавные, мягкие, гибкие взмахи руками отражают эмоцию нежности; зигзагообразные, ломаные, резкие – эмоцию сердитости; волнообразные, суетящиеся, беспокойные – эмоцию взволнованности и т. д. Дети «дирижируют» попеременно то одной, то другой рукой, а затем двумя руками вместе.
|
Сюжетная музыкальная игра
«Сердитый волк»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.69
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать пластические действия ( жестов, походок, поз, ритмических и танцевальных элементов), способствующих созданию музыкального образа.
Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию сердитости.
Образы: сердитый волк.
Игровое задание:
а) послушать стихотворение;
б) выявить сенсорные особенности музыки;
в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;
г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций для образа сердитого волка;
д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т.д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку;
е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа сердитого волка;
ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.
Сюжетная игровая ситуация: Рыщет волк в густом лесу,
Ищет кумушку лису.
С.Маршак
Характерные особенности движений:
сердитость – неуклюжая походка, шаг всей ступней с остановками, резкие взмахи руками со сжатыми кулаками или растопыренными пальцами, повороты головой то влево, то вправо, нахмуренные брови, сморщенный лоб.
Блок ритмоинтонаций: сердитость.
|
Сюжетная музыкальная игра
«Пёстрая крякушка»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.71
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.
Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию важности
Образ: важная уточка
Игровое задание. Предлагаем:
а) послушать стихотворение;
б) выявить сенсорные особенности музыки;
в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;
г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций для образа важной уточки;
д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т. д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку;
е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа важной уточки;
ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.
Сюжетная игровая ситуация:
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку
Спотыкалочкой.
Из народного творчества.
Характерные особенности движений:
Важность – неуклюжие, спотыкающиеся шаги с остановками, неторопливое покачивание корпусом тела, руки согнуты в локтях и приставлены к груди, надутые щёки.
Блок ритмоинтонаций: важность
Нотное приложение: Д. Шостакович «полька из балетной сюиты»
|
Сюжетная музыкальная игра
«Осторожная лисица»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.70
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.
Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию осторожности; ударные игрушки – инструменты.
Образ: осторожная лисица. Игровое задание. Предлагаем:
а) послушать стихотворение; б) выявить сенсорные особенности музыки; в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки; г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций (эмоция осторожности); д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью ударных игрушек – инструментов без музыкального сопровождения, а затем под музыку;
е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа осторожной лисицы;
ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.
Сюжетная игровая ситуация:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода (эмоция удивления)
Неподвижна и тверда.
В. Викторов
Характерные особенности движений:
Осторожность – неуверенные, тихие шаги на носочках с остановками, повороты головы то вправо, то влево, вкрадчивые, мягкие движения кистями рук.
Блок ритмоинтонаций: осторожность.
Нотное приложение: Т. Попатенко «Лиса»
Варианты игры: предложить послушать музыку загадочного характера, а затем рассмотреть и создать пластический образ удивлённой лисицы.
|
Сюжетная музыкальная игра
«Ветерок»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.76
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.
Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональные открытки, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию радости.
Образ: радостный ветерок.
Игровое задание. Предлагаем:
а) послушать стихотворение;
б) выявить сенсорные особенности музыки;
в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;
г) объяснить содержание блока ритмоинтонаций отражающего эмоцию радости;
д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т. д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку;
е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа радостного ветерка;
ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.
Сюжетная игровая ситуация:
В детстве ветер был ветерком,
Непоседливым ребёнком.
По обочинам дорог
Бегал шустрый ветерок. Л. Кондрашенко
Характерные особенности движений:
Радость – лёгкие попеременные движения кистями рук, бег змейкой на носочках.
Блок ритмоинтонаций: радость.
Нотное приложение: М. Глинка «Простодушие»
|
Музыкально-дидактическая игра
«Узнай свой инструмент»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.52.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.
Описание: Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.
Ход игры: Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводится игра. На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой не цветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой не цветной карты.
Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончится, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.
|
Музыкально-дидактическая игра
«Чудесный мешочек»
Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.22.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: Развивать звуковысотный слух.
Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: зайчик, кукла, мишка, петушок, лошадка и др.
Ход игры: Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».
Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Заинька», музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой, «Кукла» музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской, «Медведь», музыка В. Ребикова, «Петушок» музыка В. Витлина, слова А. Пассовой и др. дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
|
Музыкально-дидактическая игра
«Подумай и отгадай»
Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.22.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: Развивать музыкально – сенсорные способности (звуковысотный слух).
Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход игры: Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева, Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
|
Музыкально-дидактическая игра
«Весёлые дудочки»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.52.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: Упражнять детей в восприятии и различении трёх ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания:
а) трубы (играет медведь);
б) дудочки (играет лиса);
в) свирели (играет мышонок).
Материал: Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе — медведь; на дудочке — лиса; на свирели — мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.
Требуется знание песни «Весёлые дудочки» Г. Левкодимова.
Ход игры: Игра проводится так же, как и предыдущая. Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего «Кто это играет?» отвечает тот, у кого большая не цветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.
|
Музыкально-дидактическая игра
Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.27.
«Найди игрушку»
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: Развивать музыкально – сенсорные способности (звуковысотный слух).
Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.
Ход игры: Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.
Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
Музыкально-дидактическая игра
О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «Тропинка в мир музыки», с.35.
« Цветы настроений»
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: формирование представлений об эмоциональном содержании музыки. Задачи: развивать ладовое чувство, учить соотносить характер музыки с мимической моделью; формировать двигательные навыки, умение двигаться в соответствии с настроением музыки.
Оборудование: комплект «Цветы» с мимическим отображением эмоционального состояния веселья, грусти, нежности, сердитости; фонозапись музыкальных отрывков с ярко выраженным настроением музыки.
Ход игры:
1 этап
Взрослый обращает внимание детей на разные цветы, которые выросли в лесу, они чувствуют настроение. Вот этот цветок улыбается, ему весело, а этот – грустит, этот цветок добрый и нежный, а этот – колючий и сердитый. Исполняются соответствующие фрагменты произведений. 2 этап
Взрослый раздает играющим цветы настроений и объясняет, что цветы настроений «растут» под свою любимую музыку. Играющие располагаются произвольно, приседают. Под звучание каждого отрывка соответствующие цветы поднимаются из положения полуприседа и выполняют произвольные движения до окончания музыки.
|
Музыкально-дидактическая игра
«В лесу»
Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.27.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать музыкально – сенсорные способности (звуковысотный слух).
Игровой материал: на планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенёк приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объёмность и, кроме того, к одной половине ёлки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.
Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит музыкальный руководитель.— Здесь березки, ёлочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверёк. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в записи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка ёлки сгибается вдоль по центру, там кармашек).
|
Музыкально-дидактическая игра
«Что делают дети?»
Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.27.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: учить различать характер музыкальных произведений.
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.
Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.
|
Музыкально-дидактическая игра
«Весёлые инструменты»
Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.27.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, ритмический слух детей. Способствовать развитию умения различать цвета (7 цветов) и составлять из них радугу (располагать в таком порядке).
Оборудование: различные музыкальные инструменты
Ход игры. Дети сидят на ковриках по кругу. Перед ними лежат кружки (по 1) разных цветов ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и музыкальные инструменты: бубен, ксилофон, барабан, бубен, маракас, румба, кастаньеты, рубель, барабанчик, погремушки. В центре лежит большой круг, разделенный на сектора такого же цвета, и дирижер (ладошка). На какой цвет показывает дирижер, те музыканты и играют (т. е. те, у кого кружок такого же цвета).
Репертуар по выбору педагога (народные мелодии)
|
Музыкально-дидактическая игра
«Громко - тихо»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.53.
Возраст 4-5 лет
Цель: упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знание песни «Громко — тихо» Г. Левкодимова.
Материал: две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Такие цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детский музыкальный инструмент аккордеон.
Ход игры. В игре принимают участие трое детей, один из них ведущий. Он предлагает спеть песню, прослушать громкое и тихое звучание аккордеона. Затем проводится игра.
|
Музыкально-дидактическая игра
«На чем играю?»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.52.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: учить различать тембр музыкальных инструментов.
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты
Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Вариант игры. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких.
Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.
|
Сюжетная музыкальная игра
«Весёлый человечек»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.57.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать у детей звуковысотный слух, интонационную выразительность голоса в процессе пения и музицирования. Материал: карточки – модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции радости и нежности; музыкальные игрушки – инструменты.
Образы: весёлый человечек и ласковый туман. Игровое задание: Предлагаем:
а) послушать стихотворение; б) послушать имитацию смеха человечка на слоги хо – хо – ха и звукоподражания образу ласкового тумана на слоги лём – лям, выявить сенсорные особенности звучания: громко, быстро, высоко, радостно, задорно, звонко и т. д. – эмоция радости; тихо, медленно, высоко, ласково, нежно, спокойно, мирно – эмоция нежности; в) рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки – модели, цветные фигуры, соответствующие эмоциям радости и нежности; г) воспроизвести звукоподражания образам весёлого человечка и ласкового тумана с интонациями радости, далее - нежности первоначально в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д) послушать музыкальные фрагменты;
е) рассмотреть и проанализировать эмоциональные открытки, отражающие эмоции радости и нежности.
Сюжетная игровая ситуация:
Утром ветки золотятся
В голубом, как сон, дыму…
Очень хочется смеяться,
Неизвестно почему. В. Коркин
Блоки ритмоинтонаций: образ весёлого человечка, образ ласкового тумана
Музыкальные интонации: радость, нежность
Нотное приложение: Г. Левкодимов «Весело», А. Петров «Игра с мячами»
|
Сюжетная музыкальная игра
«Грустный человечек»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.57.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать у детей звуковысотный слух, интонационную выразительность голоса в процессе пения и музицирования. Материал: карточка – модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию грусти; музыкальные игрушки – инструменты. Образ: грустный человечек.
Игровое задание: предлагаем:
а) послушать стихотворение;
б) послушать имитацию разговора грустного человечка на слог ох и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко, грустно, уныло, жалобно;
в) рассмотреть блок ритмоинтонаций, карточку – модель, цветные фигуры, соответствующие эмоции грусти; г) воспроизвести звукоподражание образу грустного человечка первоначально в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д) послушать музыкальный фрагмент; е) рассмотреть и проанализировать эмоциональную открытку, отражающую эмоцию грусти.
Сюжетная игровая ситуация:
Встало солнце кислое, смотрит – небо скисло,
В кислом небе – кислое облако повисло…
Даже сахар кислый, скисло всё варенье,
Потому что кислое было настроение. Э. Мошковская
Блок ритмоинтонаций: образ грустного человечка
Музыкальная интонация: грусть
Нотное приложение: Г. Левкодимов «Колыбельная песня».
|
Сюжетная музыкальная игра
«Кукушка и петух»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.50.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать у детей звуковысотный слух, интонационную выразительность голоса в процессе пения и музицирования. Материал: карточки – модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции печали и бодрости; музыкальные игрушки – инструменты. Образ: печальная кукушка и бодрый петух. Игровое задание: Предлагаем:
а) послушать рассказ;
б) послушать звукоподражания образам кукушки на слоги ку – ку и петуха на слоги ку – ка – ре – ку и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко – эмоция печали; громко, высоко, быстро, восторженно, звонко, задорно – эмоция бодрости; в) рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки – модели, цветные фигуры, соответствующие эмоциям печали и бодрости; г) воспроизвести звукоподражания образам кукушки и петуха с интонациями печали и бодрости сначала в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д) послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающие эмоции печали и бодрости.
Сюжетная игровая ситуация:
В лесу одна смешная птица весь день поёт «Ку – ку! Ку – ку!»
Никак не может научиться петь, как петух: « Кукареку! Р. Фархади
Музыкальный руководитель: «Дети, давайте сравним, как поёт кукушка и как поёт петух. Послушайте, кукушка поёт вот так. (Звукоподражание образу печальной кукушки.) Какой у неё голос: тихий или громкий, высокий или низкий? (Ответы детей.) Как вы думаете, почему так печально поёт кукушка? (Ответы детей.) Давайте попробуем изобразить пение птицы». Дети воспроизводят звукоподражание сначала в речи, затем в пении с музыкальным сопровождением. В процессе интонирования обращаем
внимание на мимику лица.
Далее анализируем пение петуха. Обращаем внимание на интонацию голоса, который звучит громко, высоко, бодро, и произношение гласных и согласных. Вначале интонируемзвукоподражание в речи, затем в пении, отображая эмоцию бодрости.
Блоки ритмоинтонаций: образ печальной кукушки, образ бодрого петуха
Музыкальная интонация: бодрость
Рассматриваем наглядные модели и сравниваем их по цвету, форме. Величине, исходя из содержания музыкальных эмоций печали и бодрости.
Нотное приложение: Д. Кабалевский «Песня», Ж. Б. Векерлен «Детская песенка».
|
Сюжетная музыкальная игра
«Кукушка»
Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.50.
Возраст: от 4 до 5 лет
Цель: развивать у детей звуковысотный слух, интонационную выразительность голоса в процессе пения и музицирования. Материал: карточка – модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию печали; музыкальные игрушки – инструменты.
Образ: печальная кукушка.
Игровое задание. Предлагаем:
а) послушать рассказ;
б) послушать звукоподражание образу кукушки на слоги ку – ку и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко, печально, жалобно, задумчиво;
в) рассмотреть блок ритмоинтонаций, карточку – модель, цветную фигуру, соответствующие эмоции печали;
г) воспроизвести звукоподражание образу печальной кукушки первоначально в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении;
д) послушать музыкальный фрагмент и рассмотреть эмоциональную открытку, отражающие эмоцию печали.
Сюжетная игровая ситуация:
« В лесу живут разные птицы. Но только одна из них умеет куковать. Дети, как зовут эту птицу? (Ответ детей.)
Правильно, кукушка. Послушайте, как поёт кукушка. (Интонирование педагогом звукоподражания в медленном темпе, тихо, низко, печально.)»
Блок ритмоинтонаций: образ печальной кукушки
|
|
|